Профориентолог Светлана Бондарева рассказала, заменят ли ивановцев нейросети

Профориентолог Светлана Бондарева рассказала, заменят ли ивановцев нейросети

icon 25/11/2024
icon 12:55

© Андрей Феоктистов, предоставлено Светланой Бондаревой

Андрей Феоктистов, предоставлено Светланой Бондаревой

Сегодняшний наш собеседник - профориентолог Светлана Бондарева. Она помогает людям выбирать профессию и находить призвание. Пришла в профориентацию из сферы Нr. Более 5 лет работала региональным менеджером по персоналу в крупной федеральной компании численностью более 12 000 человек. Подбирала персонал для сети магазинов цифровой техники в разных регионах нашей страны.

Светлана долгое время работала в сфере основного и дополнительного образования, а начинала свой профессиональный путь еще в студенчестве. Сразу после практики пришла работать в школу педагогом-психологом. Помогала детям адаптироваться к обучению, поддерживала их при подготовке к ЕГЭ, вела занятия по психологии. Есть ли смысл обращаться к профориентологу и когда нужно это делать? Заменит ли всех нас нейросеть? Эти и другие важные вопросы корреспондент СИ “Ивановские новости” задал Светлане Бондаревой. 

-Светлана, скажите, пожалуйста, существует ли “рецепт” правильного выбора профессии?

-Рецепт правильного выбора есть, его я и применяю в своей работе с клиентами. Другое дело, что на протяжении жизни профессиональные предпочтения могут меняться, и человеку приходится делать выбор заново. Важно уметь воспользоваться этим рецептом в нужное время!

-Как получилось так, что вы занялись именно профориентацией?

-Как уже говорила, последние годы я работала в сфере HR. Мне невероятно нравилась моя профессия. Я находила лучший персонал, занималась его развитием, и наблюдала за тем, как на моих глазах люди растут и достигают успехов. Я любила свою профессию и чувствовала, что нахожусь на своем месте. Но в какой-то момент произошли перемены в личной жизни, я вышла замуж, родила двоих прекрасных детей, и после долгого перерыва вернулась в работу. Но поняла, что моя профессия изменилась до неузнаваемости, а компетенции, которыми я обладаю, попросту обесценились. И я решила уйти, но не могла понять только, кем мне быть теперь. Возвращаясь к предыдущему вопросу, я стала искать тот самый рецепт, который помог бы мне сделать правильный выбор. Я понимала, что у меня есть ценный опыт и я хочу им делиться. Оказалось, что профориентация - это именно та сфера, где я могу быть полезна людям. Я получила образование профориентолога, разработала свой авторский курс, начала консультировать. Вот так и пришла в профессию.

-Есть ли смысл обращаться к профориентологу и когда нужно это делать?

- К профориентологу стоит идти, если человек испытывает сложности с выбором профессионального направления, учебного заведения, поиском новой профессии.

Я заметила, что людям вообще крайне сложно делать самостоятельный выбор, как бы странно это не звучало. К сожалению, нас не учат этому в семьях и школах, но в какой-то момент жизни повзрослевший школьник должен принять решение, кем ему быть. И если он при этом еще ничего не знает про себя: кто он, чего он хочет в этой жизни, что умеет и любит делать, а куда ему и на «пушечный выстрел» не стоит подходить, то это становится проблемой. И здесь, конечно, может очень помочь профориентолог.

-Одна из методик профориентации - тестирование. Как вы к ней относитесь?

-Когда речь заходит о тестировании, важно понимать, чем вам может помочь этот инструмент. Допустим, вы хотите понять, какую профессию вам лучше выбрать. Вы прошли тест, и он показал, что вам лучше работать с людьми, и выдал списком больше ста профессий. Это в какой-то степени сузило ваш поиск, но что делать дальше, как понять, какая профессия подойдет именно вам? И здесь уже тесты вам вряд ли помогут. Возможности этого метода сильно ограничены. Кроме того, и сами тесты могут оказаться ненадежными, что может вас еще больше ввести в заблуждение.

Поэтому, тестирование использовать можно только как дополнительный метод, и лучше в работе со специалистом.

Автор фото: Наталья Могилева.

-Как правило, кто к вам обращается? Можете составить портрет своего клиента?

-Мои клиенты это: подростки и взрослые люди, которые в первую очередь хотят узнать себя и сделать свой профессиональный выбор.

Они осознанные, ищут себя, они не плывут по течению, им важно понять свои истинные интересы, раскрыть таланты, узнать себя настоящего и найти себе дело по душе!

- Приходят ли люди среднего возраста, желающие кардинально изменить свою профессиональную жизнь?

-Да, конечно. Люди среднего возраста хотят перемен в профессиональной жизни, ищут развития, а зачастую понимают, что ошиблись с выбором или их профессия сильно изменилась и перестала им приносить радость (как было в моем случае).

Что касается кардинальной смены, из серии «сейчас я врач, но хочу стать юристом», таких запросов не было. Как правило, если профессия человека не устраивает и он планирует ее сменить, то полученный опыт он старается интегрировать в новую деятельность так или иначе. Это важно для более плавного и успешного перехода в профессию.

-Сложно ли подростку в современном мире выбрать профессию?

-Зависит от подростка. Есть очень осознанные ребята, которые четко знают, кем хотят быть. Но, как я говорила ранее, таких меньшинство. Выбор многим дается с трудом. Плюс, конечно, градус ответственности повышается потому, что нужно готовиться к ЕГЭ и думать о поступлении. Часто подростки идут более понятным путем, выбирая предметы, которые легче сдать. Получается, поступают туда, куда проще, а не куда хочется. Подростки порой находятся меж двух огней", с одной стороны многие хотят понять свое призвание, а с другой стороны давят родители и школа (иногда навязывают свое решение). Родителям важно, чтобы поступил, школе важны показатели по ЕГЭ. Желания подростка порой отодвигаются на второй план.

 Также сложности связаны с тем, что в современном мире существует огромное количество профессий, более 40 000. Как здесь не запутаться? В общем, конечно, современным подросткам не просто делать выбор, но этому можно и нужно учиться.

-Каждый родитель хочет определить сильные стороны своего ребенка. Как это сделать?

-Необходимо внимательно посмотреть на все стороны жизни подростка. Зачастую бывает так, что ребенок, например, хорошо владеет иностранным языком, потому что с раннего детства занимался в языковой школе. Это совершенно не означает, что ему нужно быть переводчиком. Необходимо изучить все аспекты его жизни, понять, что для него легко и просто и без чего он не мыслит себя. Возможно, он прекрасный организатор, может за вечер собрать большую группу людей для похода в кино. Быть может, он хорошо понимает людей, а его друзья бегут к нему за советами по любому поводу, или наоборот, он интроверт и всячески избегает общения, зато уже в свои 14 лет пишет коды на разных языках программирования.

Наблюдайте также за интересами, они обычно идут рука об руку со способностями. Нам нравится делать то, что легко дается. Что любит ваш ребенок? Куда ходит? С кем общается? На кого подписан в соцсетях? Какие книги читает? Какие фильмы смотрит? Как проводит свободное время?

Можно поговорить с учителями и друзьями, выяснить что они думают о сильных сторонах вашего ребенка. 

Дети особенно хорошо раскрываются на отдыхе!  Рекомендую родителям съездить в семейный лагерь или отель, и понаблюдать за активностями ребенка в новой среде. Вы обязательно увидите его сильные стороны и, возможно, новые грани, которые раньше не замечали.

Самое главное быть внимательными и понимающими родителями!

-Некоторые люди могут самостоятельно определить свою склонность к какой-либо профессии, а некоторые нет. Как думаете, с чем это связано?

-Да, вы правы. Есть люди, которые сами могут определить склонность к профессии. Как правило, это самодостаточные независимые личности, которые хорошо знают себя, понимают свои сильные стороны, прислушиваются к своим желаниям. Есть же, напротив, люди, которым сложно понять, что им нравится делать даже в быту. Иногда спрашиваешь у человека: вам нравится готовить? Отвечает: "не знаю, я должна накормить семью, поэтому готовлю, а нравится или нет, не могу понять". Как тут самому определить склонность к профессии, если условно даже не знаешь, что ты любишь чай или кофе по утрам?

-Что посоветуете тому, кто не знает, чего он хочет?

-Заниматься познанием себя самостоятельно или со специалистом. 

-Бывают люди без способностей (или это заблуждение?) Как им быть?

-Это заблуждение. Не бывает людей без способностей. Каждый человек уникален и имеет определенные задатки. Важно вовремя разглядеть их и обязательно развивать. Чтобы не получилось, как с человеком из евангельской притчи, который закопал единственный талант в землю.

-Условно людей можно разделить на гуманитариев и технарей, физиков и лириков. Сейчас востребованы и хорошо оплачиваются профессии в области IT. Сможет ли гуманитарий стать хорошим айтишником?

-Да, вы правы, IT-специалисты очень востребованы на рынке труда. Вполне возможно и гуманитарию стать айтишником. Вопрос, а нужно ли ему это? К тому же ярко выраженный интерес и способности к IT, как правило, проявляются достаточно рано у ребенка. Более 60% людей, работающих в сфере IT, не имеют профильного образования (это только по официальным подсчетам). Многие начинают пробовать себя в профессии еще во время учебы в школе. 

Даже если представить, что "не технарь" решил стать айтишником, то сколько времени и сил ему придется вложить чтобы освоить это направление? 

Я, например 100% гуманитарий, и мне полжизни не хватит, чтобы освоить программирование, да и удовольствия я никакого не получу. Так зачем себя мучить? Лучше заниматься тем, к чему определенно есть способности и с легкостью достигать профессиональных успехов.

-Сложно ли вообще стать айтишником, сколько они в реальности получают?

-Не сложно, если есть способности и интерес. Сфера IT очень широкая. Есть программисты, разработчики, аналитики, системные администраторы (более 20 специализаций точно). Уровень зарплат у них будет отличаться в зависимости от позиции и региона. Например, у  системных администраторов средняя зарплата в районе 100 000 рублей, у разработчиков около 130 000, а вот у руководителя команды разработчиков уже 280 000.

-Правда ли, что после трехмесячных курсов можно сразу рассчитывать на заработок в 150-200 тыс. рублей?

-Тут важно понимать, что курсы сами по себе не гарантируют, что вы вообще станете айтишником, не говоря уже о заработке 150+. Важны способности, желание развиваться и интерес. Многие крупные IT-компании готовы сами обучать тех же разработчиков и вкладываться в будущего специалиста, если видят потенциал. Но если говорить о начинающих специалистах, то, как правило, зарплаты стартуют от 50 000-70 000 руб. в зависимости от позиции.

- Что будет в последующем на рынке IT-профессий, когда айтишников будет так же много, как в свое время стало много юристов?

-Сложно сказать. Есть предположение, что в ближайшем будущем искусственный интеллект будет выполнять большую часть функций программистов, например, и часть специалистов окажется «за бортом». Думаю, что однозначно ответить не получится, слишком в изменчивом мире мы живем. На данный момент рынок труда  испытывает большую потребность в IT-специалистах, что будет дальше, покажет время.

-Не приравняется ли их зарплата к средней по стране?

-Понятие средней зарплаты очень размыто. Если мы посмотрим средний уровень по Ивановской и Московской областям, то увидим совершенно разные цифры. Пока заработные платы в сфере IT только растут. Правда, нужно сказать, что хорошо платят и будут платить специалистам с высоким профессиональным уровнем. IT - это всегда про развитие.

-Почему в медицине большой кадровый голод, а реальная зарплата врача - 35-40 тыс. в Ивановской области, медсестры - около 20?

-Кадровый голод наблюдается практически во всех сферах, медицина - не исключение. Заработные платы медицинских работников в государственных учреждениях действительно небольшие. В частных клиниках ситуация отличается. Но тут вопрос еще и в том, что заработная плата не соизмерима с уровнем ответственности и нагрузкой врачей. Знаю примеры, когда люди заканчивают медицинский вуз, поработают год в больнице, с ночными дежурствами и уходят в косметологию, где больше комфорта и возможности заработать. Происходит разочарование в профессии. Вопрос на самом деле очень серьезный и требует, на мой взгляд, проработки на государственном уровне. Необходимо повышать престиж помогающих профессий, особенно медицинских специалистов, готовить школьников к осознанному выбору и поиску призвания, разрабатывать профориентационные программы совместно с медицинскими учреждениями, ну и, конечно, меры поддержки тоже должны быть. Чтобы в будущем было кому нас лечить!

-Что в ближайшем будущем будет с медициной?

-Вы, наверное, обратили внимание, что часть услуг уходит в сторону телемедицины. Это открывает большие возможности для людей, особенно из глубинки (но, конечно, не заменяет очного взаимодействия) Также мы наблюдаем внедрение ИИ, создаются различные информационные системы, диагностическое оборудование совершенствуется. К примеру, уникальная технология мониторинга здоровья кожи, изучающая каждую родинку на теле, с помощью ИИ уже доступна в клиниках многих крупных городов. Думаю, эти тенденции будут наблюдаться и дальше.

Автор фото: Андрей Феоктистов.

-На какие критерии нужно обращать внимание при выборе профессии?

-Очень важный вопрос. Если коротко, то есть формула: хочу-могу-надо. Это как пазл, который нужно собрать. “Хочу” - наши интересы, ценности, убеждения. “Могу” - наши способности. “Надо” - потребности рынка труда. Интерес первичен, за ним, как правило, идут способности. Зачастую интерес сильнее, он может даже компенсировать некоторые слабые стороны, которые мешают человеку в его профессии. Ценности - это очень важный аспект. Мы говорили с вами про медицину, и тут очень яркий пример можно привести: когда для человека ценностью является самопожертвование, он готов и дежурить по ночам, и ездить на вызовы в непогоду, потому что для него важно помогать другим. Ну и, конечно, необходимо понимать, насколько будущая профессия востребована, и что она требует от вас. Например, хотите стать археологом, значит должны быть готовы к экспедициям и сложным условиям работы.

-Как известно, все приедается. Даже высокооплачиваемая работа вызывает у людей отвращение. Как быть в этом случае?

-Нужно понимать, что вызвало отвращение. Причины могут быть разные: возможно, человек изначально пришел в профессию исключительно за высоким доходом, при этом работа ему всегда была в тягость, а со временем стала вызывать отвращение. Зачастую причины могут быть связаны с выгоранием, человек работает на износ, решает однотипные задачи уже много лет. Или коллектив токсичный, а руководитель - тиран. Все что угодно может быть. Нужно разбираться с причинами. Кому-то, вероятно, поможет отдых, а кому-то смена места работы или даже профессии.

-Каждому ли человеку удается помочь?

-Понимаете, здесь очень многое зависит от самого человека. Готов ли он принять эту помощь, будет ли решительно действовать – зависит только от него. Моя задача подготовить человека к выбору, показать ему все грани его личности, подсветить сильные стороны, выявить интересы, соотнести их с будущей профессией, показать перспективы роста, но окончательное решение всегда остается за клиентом!

- И, пожалуй, заключительный, “философский” вопрос: заменит ли нейросеть всех нас?

–Думаю, что всех нас точно нет! Нейросети активно внедряются в различные сферы жизни, но управляет ими по-прежнему человек!