Как отмечает Станислав Воскресенский, цель его статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание к малым городам и начать обстоятельное обсуждение образа будущего малых городов России.

В своей статье губернатор Ивановской области отмечает, что в последние годы среди населения и особенно среди молодежи устоялась тенденция миграции в крупные мегаполисы. Эту тенденцию, по словам Воскресенского, можно и нужно переламывать.

В отличие от мегаполиса, малые города менее подвержены социальной атомизации, то есть в них граждане помогают друг другу, не дожидаясь помощи начальства. Также в малых городах люди совместно выступают в защиту своих интересов и даже образуют общины, способные организовать свою жизнь.

Как правило, сегодня в малых городах России людям живется тяжелее, чем 100 лет назад, так как в малых городах сложнее найти работу, редко где есть доступ к качественной медицине, образованию и досугу. Большая часть рабочих мест малых городов создана в бюджетном секторе, что мало привлекает молодую часть населения, поэтому молодежь уезжает.

В больших городах уровень удовлетворенности качеством жизни выше, но, по словам Воскресенского, ситуацию можно изменить. У малых городов есть шанс стать базой для развития новых индустрий, особенно в потребительской сфере и в IT.

Для автора статьи неприемлема логика, что нужно вкладывать только туда, куда стремятся люди, так как люди и стремятся в крупные города из-за трудности жизни в маленьких городах. Раскрыть потенциал малых городов поможет их развитие наряду с мегаполисами. Для этого нужно сделать пять шагов:

Первое - ввести льготы для предпринимателей, которые создают новые рабочие места в малых городах. Речь о налоговых льготах и о концентрации специальных мер поддержки наподобие реализованных в свое время в отношении моногородов.

Второе - обеспечить малые города базовой необходимой инфраструктурой: провести газификацию в тех регионах, где это еще не сделано, высокоскоростной интернет и обеспечить транспортную доступность, связав малые города друг с другом и с более крупными городами. Такой подход в случае дефицита рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры в малом городе позволит получить доступ к ним, не переезжая навсегда.

Третье – можно и нужно разгружать мегаполисы от избыточной концентрации офисных пространств и учреждений государственного и корпоративного управления. Ряд регулирующих органов и офисов как минимум госкомпаний могут быть переведены в регионы.

Четвертое – необходимо определить модели здравоохранения и образования для малых городов с учетом развития новых технологий. В сфере здравоохранения уже действуют программы по привлечению кадров, ремонтируются детские сады, поликлиники и школы. Но сама модель оказания медицинской помощи в малом городе, равно как и модель образования, требует донастройки с учетом появления новых технологических возможностей.

Пятое - наполнение бюджетов малых городов. Стоит пересмотреть в отношении малых городов правила уплаты налога на доходы физических лиц. Часть налога следует перечислять не по месту регистрации компании, а по месту проживания сотрудников.

Резюмируя, Станислав Воскресенский пишет, что в том числе малые города имеют важность как фабрики национальной идентичности и национального самосознания. Однако главным вопросом остаются доходы людей и наличие работы, а чтобы доходы жителей росли, в малом городе должны создаваться специальные условия для появления новых рабочих мест. Так, в пространстве, в котором хорошая жизнь не заканчивается сразу за пределами Садового кольца, открывается простор для инициативы, самодеятельности, развития культуры и творчества.