Навязчивая спам-реклама в виде звонков и смс-сообщений часто беспокоит ивановцев. О том, каким образом номера телефонов попадают в базу, и о способах пресечения потока спама, в интервью СИ "Ивановские новости" рассказал руководитель ивановского УФАС России Александр Боровков.

Александр Витальевич, одно из направлений деятельности Ивановского УФАС России – контроль соблюдения законодательства о рекламе. Расскажите, как часто в ведомство поступают жалобы на рекламу, какие нарушения чаще всего упоминаются?

Жалобы на навязчивую либо недостоверную рекламу поступают от граждан регулярно. Наше управление по поручению центрального аппарата ФАС России рассматривает не только обращения жителей Ивановской области, но и других регионов страны. Могу обозначить, что в 2021 году нами рассмотрено 98 заявлений о нарушениях законодательства о рекламе.

Традиционно самыми распространенными нарушениями в обозначенной сфере контроля остаются спам по сетям электросвязи и незаконная реклама финансовых услуг.

Вы рассказали о жалобах на распространение спам-рекламы. Правильно, что только Федеральная антимонопольная служба борется с раздражающими смс?

Ежегодно нам и нашим коллегам поступает большое количество заявлений о поступлении на телефон рекламы без получения предварительного согласия абонента. В случае подтверждения нарушения соответствующих требований ч.1 ст.18 Закона о рекламе антимонопольных орган вправе привлечь рекламораспространителя к административной ответственности.

Однако далеко не все факты, связанные с получением нежелательной рекламы, являются нарушением требований законодательства, а, следовательно, подпадают под компетенцию нашей службы.

С чем это связано?

Необходимо отметить, что в большинстве случаев на стадии рассмотрения обращения о спаме выясняется, что заявитель сам невнимательно заполнил какой-либо договор, в том числе с оператором связи, не обращая внимания на строки о согласии на смс-рассылку. При этом данные условия могут быть сформулированы таким образом, что гражданин соглашается и на передачу информации о себе третьим лицам в целях распространения рекламы.

Поэтому, если подтвердится, что согласие абонента на получение рекламной информации рекламораспространителем было предварительно получено, такое заявление просто не может быть рассмотрено антимонопольной службой, т.к. нормы Закона о рекламе соблюдены.

Как же тогда быть, чтобы пресечь поток спама?

На сегодняшний день для оперативной блокировки нежелательной рекламы без обращения в антимонопольную службу разработан специальный сервис. На сайте своего оператора связи абонент может оставить жалобу на поступившую голосовую или смс-рекламу. Для удобства ссылки на соответствующие формы операторов большой четверки объединены по адресу: https://fas.gov.ru/pages/zhaloby-sms.

Что касается незаконной рекламы финансовых услуг, о чем идет речь?

Требования к распространению рекламы финансовых услуг очень детально сформулированы в ст. 28 Закона о рекламе: так, обязательно информировать о том, кто именно ее предоставляет, сообщать обо всех условиях оказания, если упоминается хотя бы одно, нельзя гарантировать доходность вложений и др.

Сейчас обширное распространение получила реклама незаконных финансовых услуг. Например, потребительский займ фактически выдается организацией, которая не внесена в соответствующие реестры микрофинансовых компаний либо ломбардов. В таких ситуациях потребитель может быть введен в заблуждение, попасть в кабальные условия.

Поэтому антимонопольная служба стремится фиксировать и пресекать данную незаконную предпринимательскую деятельность уже на стадии распространения рекламы о ней. Выстроено плодотворное сотрудничество с органами прокуратуры и структурами Банка России, который является регулятором финансовых рынков.

Более того, Ивановское УФАС России занимается анализом и обобщением правоприменительной практики в сфере распространения рекламы финансовых услуг и является исполнителем соответствующей темы специализации ФАС России.

Правильно ли я понимаю, что опыт и практика Ивановского УФАС России применяются по всей стране?

Внутриведомственный обмен опытом идет непрерывно, дополнительно для этого выстроен механизм оценки наиболее значимых для практики дел.

Действительно, в текущем году по итогам оценки деятельности территориальных органов на 1 место в рейтинге прецедентных дел ФАС России поставило решение, вынесенное ивановским управлением антимонопольной службы по факту размещения рекламы в электронных журналах общеобразовательных учреждений, подключенных к платформе «eljur.ru».

Как, по Вашему мнению, почему это решение было так высоко оценено?

Для практики абсолютно новым стало признание многофункционального информационного сервиса подпадающим под регулирование ч.10 ст.5 Закона о рекламе, в которой установлен запрет на распространение рекламы в школьных дневниках.

В связи с наметившейся тенденцией к развитию дистанционной работы, в том числе в учебном процессе, особенно актуальным было обозначить рамки применения Закона о рекламе для разработчиков программных продуктов.

Кроме того, АИС «ЭлЖур» применялся в школах не только нашей области, и выданное Ивановским УФАС России предписание о прекращении распространения рекламы в электронных дневниках коснулось всех регионов страны, где школы пользовались данной платформой.

Судебное разбирательство по обжалованию соответствующего решения было окончено безоговорочной победой антимонопольной службы, поэтому выработанный управлением подход к формированию правовой позиции, анализ нормативно-правового регулирования образовательных услуг представляют практический интерес при рассмотрении дел другими ТО ФАС России.

выработанный управлением подход к формированию правовой позиции, анализ нормативно-правового регулирования образовательных услуг представляют практический интерес при рассмотрении дел другими ТО ФАС России.

 

Автор: Лелари Лилия