Недавно появившаяся информация о возможном строительстве линии метро из Москвы до Иванова вызвала большой резонанс среди жителей региона. Этот грандиозный проект, если он будет реализован, способен кардинально изменить транспортную связанность и экономику области. Корреспондент "Ивановских новостей" спросил мнение общественника из Иванова Владимира Батурина о реалистичности этих планов и их потенциальных последствиях.
— Владимир, насколько эта информация соответствует официальным планам? Это проект на ближайшее будущее или долгосрочная перспектива?
— Вряд ли реализация проекта начнется в ближайшие годы. Скорее всего, это перспектива нескольких десятилетий. Пока это больше идея, чем конкретный план. Я имею в виду участок, проходящий по территории Ивановской области. При этом не исключаю вариантов запуска вышеобозначенного проекта к 2030 году в других регионах, где железнодорожная инфраструктура развита иначе.
— С какими основными трудностями может столкнуться реализация такого проекта?
— В первую очередь, это вопрос финансирования. Строительство таких объектов стоит очень дорого. Вторая серьезная проблема — земля. Если трассировка линии будет не подземной, то процесс выкупа земель под строительство окажется крайне дорогим и долгим.
— Какие существуют альтернативные проекты по улучшению транспортного сообщения с Москвой?
— Более реалистичным и эффективным решением мне видится модернизация существующей железнодорожной инфраструктуры. А именно: электрификация участка от Новок как минимум до Иванова, а лучше — до Нерехты. Также необходима реконструкция пути для увеличения скорости движения: спрямление трассы в местах с крутыми поворотами, замена путей и укладка вторых главных путей или устройство двухпутных вставок. Если говорить о направлении через Александров, то там объёмы работ будут намного больше: этот ход медленный, с ручными стрелками, большим количеством кривых и длинным неэлектрифицированным участком.
— Но есть же и более простые решения, которые можно реализовать уже сейчас?
— Безусловно! Необязательно сразу браться за многомиллиардные проекты. Например, есть конкретные точечные проблемы, которые сильно осложняют жизнь пассажирам уже сегодня. Во-первых, в ночном поезде «Кинешма – Иваново – Москва» отсутствует сидячий вагон, а его необходимо вернуть. Это самое доступное и востребованное место для многих людей. Во-вторых, катастрофически неудобен график утреннего пригородного поезда «Иваново – Александров». Сейчас он отправляется из областного центра в 5:09. Мало того, что это слишком рано, так еще и на одной из станций он стоит порядка 35 минут. Если его отправить чуть позже, минут на 50, и убрать эту длинную стоянку, то время в пути сократится. Тогда поездку на нем в Москву с пересадкой в Александрове будут рассматривать гораздо больше пассажиров, чем сейчас. Это простые и эффективные меры, которые не требуют грандиозных вложений.
— Давайте поговорим о потенциальных последствиях для региона. Как строительство метро может повлиять на экономику Ивановской области? Стоит ли ждать притока инвестиций?
— Сложно сказать однозначно. Возможно, инвестиций станет немного больше, но для заметного роста нужна не только транспортная доступность. Нужна комплексная программа развития региона.
— Сможет ли это остановить отток молодежи в столицу?
— Вряд ли. Чтобы молодёжь не уезжала в Москву, нужно создавать здесь привлекательные условия. Зарплата в 30-35 тысяч рублей — это не про привлекательные условия. Удобная дорога в столицу может, наоборот, упростить миграцию, если здесь не будет хороших рабочих мест.
— Как проект скажется на рынке недвижимости? Вырастут ли цены на жилье?
— Цены могут вырасти. Они у нас на всё растут по поводу и без повода. Не исключено, что появление метро станет таким поводом, особенно для объектов вблизи потенциальных станций.
— Появятся ли новые рабочие места?
— Да, безусловно, рабочие места появятся как в процессе строительства, так и после запуска линии для ее обслуживания.
— У наших читателей много конкретных вопросов о реализации. Например, где могут расположиться станции в самом Иванове? Какие районы выиграют больше всего?
— Здесь важно внести ясность. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, сначала надо точно понять, о каком именно проекте идет речь. Если это классическое метро с частыми станциями для городских перевозок — это один сценарий. Если это скоростная железнодорожная магистраль с большими перегонами между остановками — это совсем другая история. Пока неизвестно, что именно планируется, ответить на вопросы о расположении станций, интеграции с городским транспортом, экологических рисках и времени в пути невозможно. Все эти аспекты очень сильно зависят от конкретной технической реализации.
— То есть, без детального ТЭО обсуждать детали преждевременно?
— Совершенно верно. Мы обсуждаем идею, у которой пока нет технического воплощения. Поэтому вопросы о времени в пути, конкуренции с автомобилем и ж/д, нагрузке на трассы и решении проблемы «последней мили» пока остаются без ответа.
— На ваш взгляд, какие главные аргументы «за» и «против» этого проекта?
— И снова упираемся в тот же вопрос: сначала надо уточнить, о каком именно транспорте идёт речь. Аргументы будут кардинально различаться в зависимости от этого.
— Почему многие люди воспринимают эту новость с недоверием и сомневаются в реализации?
— Пока не могу четко сформулировать все причины скепсиса, но он закономерен. Речь идет о проекте колоссального масштаба и стоимости, реализация которого находится в очень отдаленной перспективе. Пока люди не увидят конкретных действий и проектной документации, недоверие будет сохраняться.