Рассекреченные архивы УФСБ: показания пленных гитлеровцев о зверствах в Люблине и их след в Ивановской области

УФСБ Ивановской области раскрыло архивные данные о событиях в Люблине

icon 30/07/2025
icon 12:00

© Предоставлены Владимиром Околотиным

Предоставлены Владимиром Околотиным

Стратегическая наступательная операция «Багратион» по освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков не имеет себе равной по масштабам. Это одна из крупнейших военных операций в истории. Советскому командованию удалось сохранить в строжайшем секрете планы наступления, а все приказы и распоряжения относительно разрабатываемой операции передавались письменно или устно без использования телефонной и радиосвязи. Кроме того, успешно проведенная работа по дезинформации противника позволила убедить разведку и командование Вермахта в том, что Советские войска продолжат развивать наступление на южной Украине для дальнейшего выхода к границам Румынии. Этими факторами во многом и определился будущий успех всей стратегической операции по освобождению Белоруссии.

Операция «Багратион» началась 23 июня 1944 года. В ее реализации принимали участия войска 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов, также привлекались войска 1-го Прибалтийского фронта, авиация Дальнего действия, Днепровская военная флотилия, и конечно, белорусские партизаны. Стоит отметить, что летнее наступление Красной армии 1944 года было призвано отвлечь на себя немецкие военные силы и не позволить Вермахту перебросить их на запад, т.к. именно в этот период началась высадка западных союзников в Нормандии. Действия на всех фронтах координировались начальником Генерального штаба маршалом Советского Союза А.М. Василевским и заместителем верховного Главнокомандующего Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым.

3 июля была освобождена столица Белорусской ССР г. Минск. Советские войска стремительными ударами продвигались на запад. Войскам 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского предстояло освободить Брест, юго-западные области Белоруссии, восточные районы Польши и выйти к р. Висла. Для реализации задуманного плана Ставкой верховного главнокомандования была разработана и утверждена Люблинско-Брестская наступательная операция, которая являлась частью стратегической наступательной операции «Багратион».

Операция началась 18 июля 1944 года, а уже 24 июля г. Люблин был освобожден от немецких захватчиков. Немецкое командование стянуло к Бресту -стратегически важному опорному узлу на варшавском направлении - остатки двух армий для организации обороны. Германские войска сумели нанести ощутимые контрудары, но переломить ситуацию на поле боя в свою пользу гитлеровцы уже не могли. Несмотря на то, что наступление советских войск в районе г. Бреста замедлилось, к 27 июля врага удалось окружить, а 28 июля г. Брест был освобожден от фашистов.

Во время боев за города Люблин и Брест активно работали и сотрудники органов безопасности. Они выявляли пособников нацистов, устанавливали среди пленных гитлеровцев военных преступников для предания их справедливому суду.

Стоит отметить, что в г. Люблин с 1941 года существовало «Люблинское гетто», созданное нацистами для ликвидации польских евреев, а также цыган. Кроме того, рядом с городом находилось сразу несколько концентрационных лагерей, один из которых — печально известный лагерь смерти «Майданек», куда свозились русские, поляки, евреи.

В ходе проведения Люблинско-Брестской операции бойцами Красной армии были взяты в плен военнослужащие 372 главной полевой комендатуры г. Люблин. В дальнейшем часть из них была направлена в лагерь для военнопленных № 185, расположенный в с. Михайлово Юрьевецкого района Ивановской области.

В рассекреченных архивом УФСБ России по Ивановской области документах содержатся показания немецких военнопленных из 372 комендатуры о фактах зверств и злодеяний, допущенных ими и их сослуживцами в период оккупации г. Люблин. В частности, из показаний допрошенного военнопленного военнослужащего бывшей германской армии капитана Гейнриха Вольфгана Пауля:

«…Вопрос: Что вам известно о карательных операциях, зверствах и злодеяниях, которые совершены на территории Люблинского военного округа? 

Ответ: Мне достоверно известно, как работнику штаба, что по приказу генерала Мозер и под его непосредственным руководством проводились карательные операции, начиная с середины июля 1943 года и до момента пленения….Все проводимые операции имели своей целью: уничтожение польских партизан и расправы с местными жителями, оказывающими то или иное содействие партизанам … генерал Мозер в своем приказе об уничтожении польских партизан требовал осуществления намеченной цели любыми средствами, и не пренебрегая никакими способами…

Вопрос: Сколько лагерей находилось в районе города Люблин, и кто в них содержался? Ответ: Мне известно, что в районе города Люблин находился концлагерь «Майданек», в городе Белая Подляска, Холм находились лагеря для военнопленных, в городе Замощь лазарет для военнопленных. В лагере городов Холм, Белая Подляска и лазарете города Замощь содержались военнопленные советской армии….

Вопрос: Расскажите о проводимой борьбе против польских партизан и мирных жителей 372 главной полевой комендатуры.

Ответ: Мне известно, что охранные батальоны 372 главной полевой комендатуры участвовали вместе с полицейскими частями при проведении карательных операций против польских партизан и мирных жителей. … ряд польских партизан и мирных жителей, задержанных 991 охранным батальоном, … были повешены на площади города Люблин. Кроме того, на домах города Люблин я видел объявление со списком польских граждан около пятидесяти человек, … которые подлежали повешению. Все перечисленные польские граждане, задержанные 991 охранным батальоном и полицией, были повешены.».

Из показаний допрошенного военнопленного военнослужащего бывшей германской армии обер ефрейтора СС, конвоира концлагеря в г. Люблин и «Майданек» Вильверца Хайнца Николауса:

«Вопрос: Расскажите о зверствах и злодеяниях, совершенных в концлагере Люблин и «Майданек»?

Ответ: В концлагере г. Люблин и «Майданек» содержалось гражданское население мужского и женского пола в возрасте от 16 до 60 лет, по национальности украинцы, русские — граждане СССР, французы, поляки, бельгийцы, норвежцы… Как в люблинском концлагере, так и в концлагере «Майданек» были тяжелые условия содержания заключенных, которых плохо кормили и насильно заставляли выполнять каторжные работы. Заключенных по всякому поводу, начиная от рядового конвоира до коменданта концлагеря, все сотрудники подвергали избиению и истязаниям. Лиц, обессилевших от плохого питания, тяжелой работы и больных, уничтожали путем расстрела, сжигания в печах-крематориях и умерщвления в газовых камерах и специальных автомашинах «Душегубках». В концлагере города Люблин, и в концлагере «Майданек» были специальные камеры пыток, где заключенных подвергали нечеловеческим истязаниям. За время моей службы в концлагере города Люблин и в концлагере «Майданек» было уничтожено различными способами до 200 тысяч заключенных. … Находясь на службе в концлагере города Люблин и в концлагере «Майданек», по приказу командиров я конвоировал заключенных на работу, подвергал избиению и расстреливал. Всего лично мной в концлагере города Люблин было расстреляно до 100 человек заключенных. Лично я конвоировал и сажал заключенных в автомашины «Душегубки» для удушения газом… кроме того, … я принимал участие в расстреле 250 детей, вывезенных нами из детской больницы города Люблин.»

Собранные сотрудниками органов безопасности сведения послужили неопровержимыми доказательствами вины немецких солдат в совершении преступлений против советских военнопленных, польских партизан и мирных граждан, проживавших в г. Люблин. В обвинительном заключении описывается вина каждого из установленных в ходе следствия нацистских преступников, служивших в 372 комендатуре, в том числе на должностях полевых судей, и подробно описываются все их злодеяния.

В 1949 году Военный трибунал войск НКВД Ивановской области приговорил пятерых военнослужащих бывшей германской армии, участвовавших в злодеяниях против польских партизан, мирных граждан, а также советских военнопленных к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Военные преступления нацистских карателей не имеют срока давности и права на реабилитацию. Совершенные ими злодеяния навсегда останутся в памяти последующих поколений народов, которые столкнулись с кровавым и бесчеловечным оскалом нацизма. И также навечно будет жива память о воинах-освободителях, положивших свою жизнь на алтарь победы над нацизмом за свободу и независимость нашей Родины.

Материал подготовил Владимир Околотин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Ивановского государственного университета, член Общественной палаты Российской Федерации по архивным материалам УФСБ России по Ивановской области.