Эксперты: почти две трети ивановцев в 2024 году столкнулись с телефонными мошенниками

Почти две трети ивановцев в 2024 году столкнулись с телефонными мошенниками

icon 25/10/2024
icon 22:01

© Freepik Company

Freepik Company

Согласно опросу*, проведенному ВТБ, в 2024 году 53% россиян сталкивались с телефонным или интернет-мошенничеством. При этом они смогли противостоять аферистам, сохранив свои средства. На удочку злоумышленников попались 7 процентов респондентов, а 36 процентов опрошенных сообщили, что не сталкивались с обманом по телефону или в Сети. Еще 4 процента участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но рассказали, что такие подозрения у них были.

Львиная доля тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (63 процента), не стали обращаться в какие-либо официальные структуры. Лишь треть (32 процента) открылась экспертам банка, а 10 процентов так или иначе обратились в полицию.

Пострадавшие от мошенников респонденты, как правило, по этому поводу обращались в банк (62 процента) и в полицию (30 процентов). Благодаря правоохранителям, половина из них (53 процента) вернула свои “кровные”, еще в 7 процентах случаев расследование продолжается, а в 40 процентах эти обращения, к сожалению, не дали результата.

Большинство из числа пострадавших (48 процентов) приняли превентивные меры в целях защиты от мошенничества по телефону и в Сети, в частности, они изучили подобные случаи и действия мошенников для того, чтобы не попадаться на их уловки. Еще 31 процент респондентов “провентилировали” ситуацию с родственниками, 29 процентов, ничтоже сумняшеся, оформили страховку от мошенничества, 24 процента предпочли установить пин-код на сим-карту в целях дополнительной защиты, 31 процент воспользовались сервисами блокировки спам-звонков, а 32% высказали намерение регулярно менять пароли на своих устройствах, они выбирают сложные комбинации.

Свыше 70 процентов участников исследования поделились тем, что у них подключен один или несколько сервисов спам-защиты и определителя номера. У 26 процентов такой услуги нет, а еще 3 процента даже не в курсе, как ее подключить. 

22% респондентов верят в то, что такая защита будет способствовать блокировке звонков аферистов, 58 процентов полагают, что это помогает лишь частично. 21 процент придерживается мнения, что защита от спама вкупе с бдительностью помогут избежать обмана. Данные ВТБ гласят, что в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги путем использования социальной инженерии.

Старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов рассказал, что в настоящее время у аферистов особенно популярны две схемы. В первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана. Это нужно для того, чтобы увидеть пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. Что касается второго случая, аферисты используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из поликлиники или Энергосбыта, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги, а потом просят его озвучить и скидывают звонок. Затем следует звонок от якобы Госуслуг, говорят, что звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, - а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на "безопасный счет". В этой связи Чугунов призывает к бдительности. “Не ведитесь на уловки аферистов”, - подчеркнул он.

Между прочим, по итогам 9 месяцев банк выявил более 8,6 млн подозрительных операций. Это позволило сохранить клиентам миллиарды рублей, которые мошенники пытались похитить.

*Что касается опроса, ВТБ провел его с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке. В нем приняли участие 1500 человек, их возраст - от 18 до 65 лет, респонденты проживают в городах России, население которых превышает 100 тысяч человек.