На днях скандальный предприниматель и избингёр, бывший глава Плёса в 2010-2012 годах Алексей Шевцов был «изгнан» с московского форума «RU. Локация» и по этому поводу запилил пост в одном из своих телеграм-каналов про «плёсские силы зла», которые отменили его выступление на московском форуме «RU: Локация», посвященного практикам сохранения культурно-исторического наследия. Не названные поименно «силы зла», а также «силы мрака» «звонили организаторам, писали что-то клеветническое, угрожали», «как и в позапрошлом году, срывая выступления и фестиваль и распугивая артистов, как и в прошлом», «неутомимо борются с избами, с избингом, с пирогожками-углами, с плёсской кофейней, с ярмарками, добиваются подчинения». С «мраком» Алексей Владиславович неутомимо борется: «Документирую, подшиваю к своему основному заявлению о вымогательстве, которое до поры лежит в инстанциях без движения». Где-то это я уже слышала. Вот где.
«Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут. В бой роковой мы вступили с врагами, нас ещё судьбы безвестные ждут». Остается недоумевать, что же вызвало поистине революционный гнев Алексея Владиславовича, героя девяностых на Южном Урале и завоевателя Плёса в начале нулевых. «Ивановские новости» совсем недавно писали про Шевцова. О том, как он судится за право не реставрировать свой собственный отель в «Доме купца Новожилова», являющегося объектом культурного наследия. Якобы «чиновники через суд не дают ему покрасить полтора метра облупившегося цоколя». Как и все, что пишет и говорит последние годы Шевцов, является буйным полетом фантазии, перемешанным с самопиаром и маркетингом своего полулегального бизнеса. Как оказалось, проблемы избингера гораздо глубже и системнее, чем Троянская война за облупившийся цоколь.
20 февраля Приволжский райсуд по иску прокурора принял обеспечительные меры к имуществу жены и дочери Шевцова и ООО «Плесские отели и избинги» (учредитель - Алексей Шевцов, директор - его брат Сергей Шевцов) и наложил арест на 12 жилых домов, которые многочисленное семейство Шевцовых сдает под гостиницы. Годовая выручка этого юрлица - 38,7 млн, чистая прибыль - 16,5 млн. А вот налогов сумели уплатить всего 1,6 млн. Или 10% от прибыли. Со стороны кажется странновато. Ведь налог на прибыль у нас 20%. Но, оказывается, что льготу по этому налогу можно получить, если прибыль составляет 50% и больше от выручки. В общем, показывая высокую прибыль Шевцовы на только оказываются как бы законопослушными налогоплательщиками, но еще и полтора миллиона в год экономят. Впрочем, с января в Плесе введен туристический налог 1% со стоимости гостиничных услуг. Так или иначе, клану Шевцовых в этом году налогов предстоит платить больше. Если, конечно, они сумеют узаконить свой бизнес. Неужели бизнес-«избинг» и бизнес «рыбные углы», то есть пирожки, незаконен? Ведь есть же уголовная статья за «Незаконное предпринимательство».
Отвечу: «Да, но не весь». К пирожкам у прокуроров претензий нет. И под уголовную статью гостиничный бизнес Шевцовых, увы и ах, не подпадает. Только административка. Теперь подробнее.
История Алексея Шевцова может рассказываться под разным углом и с разной степенью достоверности. В одной, мифической, самим героем неоднократно рассказанной, Алексей Владиславович был крупным промышленником в оренбургском Орске, но продал акции возглавляемого им завода за 15 млн долларов и приехал восстанавливать «город своего детства» Плёс, во что «вложил» миллиард рублей. Во что вложил - непонятно. В другой реальности братья Шевцовы после продажи акций завода (сумма, вероятно, в разы меньше, чем в фантазиях), сбежали из Орска в Москву, где фактически растворились, больше бизнесом долгое время не занимались, а Алексей стал скупать в Плёсе домишки местных жителей, ремонтировать их и в сезон сдавать посуточно. Расселял и коммуналки - так возник отель в доме купца Новожилова, из-за которого идет суд с Ивановским управлением культурного наследия, требующим привести здание в исторический вид.
Новое судебное разбирательство по иску прокуратуры началось в конце декабря прошлого года. Прокуратура требует от Шевцовых перестать эксплуатировать двенадцать жилых домов в качестве гостевых, до тех пор, пока они не переведут их юридическое состояние - «нежилое помещение» в качестве именно гостевых домов, гостиниц или гостиничных номеров. Хочется спросить, а где же раньше была прокуратура? Ведь этот «потаенный» бизнес у Шевцова процветает почти четверть века. С того момента как он сбежал от разборок в Орске и залег на дно в Плёсе.
Дело в том, что четкое требование о запрете эксплуатации жилого фонда как гостиниц появилось в ноябре 2020 года в виде Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства России №1860. До этого действовал Общероссийский классификатор гостиниц, утвержденный приказом Росстандарта в 2014 году. По нему и работали Шевцовы последние четыре года, несмотря на то, что приказ этот утратил силу. Времени узаконить свою деятельность у Шевцовых было более, чем предостаточно - хоть через органы местного самоуправления, хоть через суд, если власти по какой-то причине откажут.
Нам неизвестно, обращался ли Шевцов к плёсским властям, или как он их называет - «силам мрака», с заявлением о переводе из жилого в нежилое, сам Алексей Владиславович об этом умалчивает. Статья 23 Жилищного кодекса РФ детально описывает процедуру перевода из жилого в нежилое, в том числе есть требование пожарной безопасности, а оно Шевцовыми не соблюдается от слова совсем. Это указано в иске прокурора и с этим согласился суд. Но дело было не только в пожарной безопасности и переводе из жилого в нежилое. Хотя согласно иску прокурора, жилые «бутик-избы» также не соответствуют нормам энергетической и санитарной безопасности. Кроме того, могут нести угрозу здоровья несовершеннолетним.
Но есть и другое «но». Плёс ведь не совсем обычный город и не только эстетически, но и юридически. С 1982 года постановлением правительства еще РСФСР здесь был создан музей-заповедник и весь Плёс стал особо охраняемой территорией. Имеющей другой юридический статус. Это-то Шевцову и не нравится.
Все 12 его «бутик-домов» не только имеют статус «жилых помещений», но и земля под ними тоже «жилая». И скупал эти дома Шевцов как жилые, но все годы использовал для коммерции. Можно сказать, что из-за пробелов в законодательстве. Когда пробел устранили, у Шевцова начались проблемы, нарастали они медленно, но вот теперь достигли апогея. Решение об обеспечительных мерах вступает в силу немедленно, то есть уже вступило.
Теперь «бутик-домами» будет заниматься судебные приставы. Кстати, непонятно - как? Амбарный замок повесить не удастся. Суд ведь не запретил, да и не может, семейству Шевцовых или их родне жить в этих домах. Именно жить, а не использовать как гостиничные номера. По 24 тысячи за ночь, между прочим.
У приставов много возможностей для того, чтобы привести решение суда в исполнение - от удаления сайта, рекламирующего незаконные по факту услуги, до блокировки счетов как юрлиц, так и бенефициаров. Если и такие меры не подействуют, могут и водительские права аннулировать - правда, временно, до исполнения решения суда. В общем, если Шевцовы будут пытаться выкручиваться и химичить, а пока их сайт «Соборная слобода» продолжает принимать заказы на запрещенные судом избушки, то у них настанет не «высокий сезон», а черные дни. Иди за стойку пирожками торговать, дикий барин. И скажи спасибо, что хоть это пока тебе не запретили.
При этом принятие обеспечительных мер не означает, что прокуратура уже выиграла в гражданском процессе, в котором задействовано сразу четверо Шевцовых. Сумеет Алексей Владиславович доказать свою правоту - условные ключи от бутик-изб ему вернут. И гостиничный бизнес на Левитане и Шаляпине будет снова процветать. Впрочем, предпосылок к этому совсем не просматривается. Шевцов ведет себя как скандалист, а с такими правосудие у нас не любит церемониться. Может, это и неправильно, но это факт.
Как непреложным фактом является то, что часть гостиничного бизнеса Шевцовых в настоящий момент является незаконным. Хотя Уголовный кодекс, к счастью для Шевцовых, под «незаконным предпринимательством» имеет в виду несколько другое. Как говорится, отсутствие у вас судимости не ваша заслуга, а наша недоработка.
А вой с болот, что скандалисту-самозванцу не дали где-то выступить, попудрить каким-то мелким московским чиновникам мозги, а потом потереться в кулуарах, поплакаться в жилетку, это к судебному решению об аресте «бутик-домов» никакого отношения не имеет.