«Выпускники редко идут в аспирантуру»: кандидат экономических наук из Иванова рассказала о дефиците молодых ученых

Экономист рассказала, как развивается её область знания в Ивановском регионе

icon 08/02/2025
icon 11:00

© Ирина Шахова / ВКонтакте

Ирина Шахова / ВКонтакте

В День российской науки «Ивановские новости» запустили серию интервью с экспертами из разных областей научного знания, чтобы узнать, каково быть исследователем, насколько популярна наука и как много молодых людей в неё вовлекается.

Для справки. День российской науки ежегодно отмечается в нашей стране 8 февраля. Праздник был учрежден указом президента РФ от 7 июня 1999 года и ознаменован 275-летием со дня основания в России Академии наук. Для него не выделяют отдельного выходного, однако для людей, причастных к научной среде, он является весьма важным и значимым. Однако помнят ли в принципе граждане нашей стране об этом дне, важен ли он для них? Вопрос на злобу дня. На него попыталась ответить Ирина Шахова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и прикладной информатики ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова.

—Ирина Юрьевна, что вы думаете по поводу Дня российской науки? Как Вы его воспринимаете?

—Этот день является значимым для преподавателей и научных работников высшей школы, поскольку позволяет объективно оценить результаты своей многолетней работы. Он способствует популяризации научных знаний и повышению интереса к научной деятельности среди молодежи. 

—Насколько, по Вашему мнению, велика его значимость вообще в обществе? В научном сообществе? Как к этому празднику относятся жители и научные деятели Ивановской области?

—Для общества в целом, на мой взгляд, значимость праздника весома. Объяснение этому — стремление современных российских ученых сделать нашу страну более независимой от импорта, в том числе и интеллектуального. Как известно, Ивановская область имеет очень сильный научный и интеллектуальный потенциал, реализуемый в наши вузах.

—Как, насколько Вам известно, в стране отмечается этот день? Как он отмечается в Ивановской области? В Вашем учебном заведении?

—Для России со времен Петра I этот праздник является значимым. Он широко отмечается, в том числе и в Ивановской области. В нашем вузе — Ивановском филиале имени Г.В. Плеханова — в эти дни ежегодно проводятся викторины, мастер-классы и другие интерактивные мероприятия, в которые вовлекаются студенты, преподаватели и специалисты-практики из различных организаций. 

—Над чем, насколько Вам известно, сейчас активно работает социально-экономическое / экономическое научное сообщество в Ивановской области?

 —В настоящее время социально-экономическое сообщество Ивановской области активно работает над инфраструктурой малых городов нашей области, что, в конечном итоге, позволит регулярно привлекать дополнительные инвестиции в развитие региона. 

—Как Вы думаете, современное экономическое научное сообщество в Ивановской области двигается в нужном векторе? Если нет, то почему, какие у Вас есть предложения?

—Основная проблема, которая имеет место в нашей области, – слабая вовлеченность в развитие науки молодых кадров. После окончания вуза (специалитета или магистратуры) выпускники-экономисты в редких случаях рассматривают вариант продолжения обучения в аспирантуре. Объяснение этому, на мой взгляд, заключается в отсутствии бюджетных мест и Советов для защиты диссертаций в регионе. 

—Как Вы относитесь к формированию единого образовательного и научного пространства в межвузовском кампусе на месте БИМа? Это станет еще одним двигателем науки в Ивановской области?

—Создание межвузовского кампуса – интересная идея, дающая множество бонусов для ивановской молодежи, научного сообщества, вузов и региона в целом. Будем надеяться, что данный проект реализуется в ближайшем будущем и будет полезен для развития отечественной науки.

—Каковы ваши основные научные интересы и направления исследований? Знакомы ли Вы с другими исследователями в Ивановской области, которые занимаются похожими вопросами?

—Мои научные исследования связаны с вопросами экономической безопасности Ивановской области. В последнее время эти проблемы активно прорабатываются специалистами данной области, в том числе, и на государственном уровне. Обсуждения касаются как текущих вызовов, так и перспектив для укрепления экономической устойчивости региона.

Одним из главных факторов, влияющих на экономическую безопасность, является диверсификация экономической структуры. Ивановская область традиционно зависела от текстильной промышленности, однако с течением времени стала необходимой модернизация и развитие новых секторов, таких как IT, агропромышленный комплекс и легкая промышленность. Это создаёт дополнительные рабочие места и способствует инновациям.

Кроме того, внимание следует уделить вопросам инвестиционной привлекательности региона. Создание благоприятного бизнес-климата и поддержка малых и средних предприятий являются залогом успешного экономического роста. Активное сотрудничество между государством, бизнесом и научными учреждениями поможет выявить эффективные стратегии для повышения экономической безопасности Ивановской области.

—Много ли сейчас молодых людей интересуются тем, чтобы в будущем стать научными деятелями? В Ивановской области, в РЭУ таких много? Сколько среди них исследователей-экономистов?

—К сожалению, как было отмечено выше, молодые выпускники-экономисты не имеют серьезной мотивации к продолжению обучения в аспирантуре. Среди исследователей-экономистов Ивановского филиала РЭУ следует назвать доктора экономических наук, профессора Степанову С. М.; кандидата экономических наук, доцента Жукову Я. Э.; к.э.н., доцента Бушуеву М. А.; д.э.н., профессора Луховскую О. К.; к.э.н., доцента Онопюк Е. Ю.; к.э.н., доцента Рамазанова Д. И. и других.

—Стоит ли на данном этапе популяризировать науку, чтобы вовлекать молодых исследователей? Или наука не резиновая, то есть сейчас и так много людей, занимающихся различными исследованиями? Если стоит, то какими способами? Популяризируют ли науку в Ивановской области? Если да, то как?

—Конечно же, популяризация науки необходима! Причем, начинать этот процесс важно со школьного возраста. Наглядный пример — просветительские проекты, которые реализуются по инициативе молодых учёных Ивановской области. 

Преподаватели активно вовлекают студентов в процессы распространения знаний и научной культуры. Инновационно-дискуссионные площадки становятся не только местом для обмена идеями, но и важным инструментом формирования критического мышления у молодежи. Студенты могут свободно обсуждать актуальные проблемы, находить новые решения и развивать навыки аргументации.

Мастер-классы, проводимые опытными учеными и практиками, обеспечивают непосредственный контакт студентов с реальными задачами и вызовами, стоящими перед наукой. Это вдохновляет их на самостоятельные исследования и углубленное изучение интересующих тем.  

—Что бы Вы хотели посоветовать, просто сказать молодым исследователям, которые только начали заниматься научной деятельностью?

—Молодым исследователям, которые связали свою жизнь с наукой, хотелось бы пожелать никогда не сдаваться, даже если кажется, что ничего не получается; всегда иметь собственную точку зрения; чаще общаться со старшими коллегами — они всегда помогут и верно направят, поскольку имеют опыт своих ошибок; больше публиковаться по наработанным материалам — это позволит развить навык правильного выражения своих мыслей.

«Ивановские новости» также успели пообщаться с кандидатом химических наук о том, как сейчас развивается естественная область научного знания в Ивановской области и как живут студенты и преподаватели, выбравшие своей специализацией именно химию! В свою очередь, о том, как развиваются социально-экономические науки в регионе рассказала Ирина Шахова.