Пустоши ивановского губернатора Станислава Воскресенского. Часть третья. Малый калибр
Пустоши ивановского губернатора Станислава Воскресенского: часть третья
© СИ "Ивановские новости"
Продолжаем подводить итоги семилетки Воскресенского. В первой и второй частях мы разобрались, как начиналась британо-кремлевская карьера Станислава Сергеевича, его связь с системными либералами, разобрали, чего ему удалось добиться в демографии, промышленности и транспорте, вспомнили о «вкладе» Воскресенского в здравоохранение России. Давайте теперь поговорим о губернаторопаде, вспомним о встречах ивановского губернатора с главой государства Владимиром Путиным и подумаем зачем Воскресенский взялся за проект кампуса на территории «Большой Ивановской мануфактуры».
Пока мы писали первые две части этой аналитики в России прошел очередной губернаторопад. Небольшой. Трое глав регионов покинули свои насиженные места - Василий Голубев (Ростовская область, в должности пробыл 14 лет), Владимир Уйба (Республика Коми, в должности был четыре года), Максим Егоров (Тамбовская область - два года). Пришли президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь - в Ростов, губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн - в Коми, Евгений Первышев, депутат Госдумы и ветеран СВО, а руководитель программы «Время Героев» Мария Костюк пришла на место Гольдштейна. Закономерностей немного, но они есть - двое из четверых назначенцев прямо связаны с темой СВО, трое из четверых, кроме Первышова, - уроженцы тех мест, куда назначены. Если ветеран Голубев ушел на заслуженный отдых, то Уйба и Егоров по сути были признаны не справившимися со своими обязанностями.
Срок пребывания в должности, уровень поддержки уволенных губернаторов на выборах или его связь с «Единой Россией» никакой роли не играли. Тамбовский Егоров успел прогубернаторствовать всего два года (без учета срока и.о.), набрал на выборах 84% голосов и был секретарем регионального отделения «Единой России». В его случае каких-то видимых провалов в работе не было. Как до сих пор нет и нового назначения для экс-губернатора.
Без сомнения, обновление и омоложение губернаторского корпуса России продолжится. Ведь один из главных запросов населения - это сменяемость власти на местах. Качество жизни, конечно, важнее, но с ней в Ивановской области, как мы поняли, все ни шатко ни валко. И нам конечно интересно, сколько еще проведет в своем кресле Станислав Воскресенский, беспартийный варяг, который пока, за семь лет не может похвастать сколь-нибудь значимыми достижениями, а все собирается строить фундамент для будущей счастливой жизни ивановцев?
Раньше губернаторопады были обильнее. В 2017 году в России сменилось 17 губернаторов. Все новички, получив статус исполняющих обязанности, осенью следующего года успешно избрались. Судьбы призывников 2017 года сложились по-разному. Один ушел на повышение - кемеровский губернатор Сергей Цивилев стал министром энергетики РФ. Еще один Александр Цыбульский был перемещен по горизонтали. Четверо были освобождены от занимаемой должности. Одиннадцать, в том числе Станислав Сергеевич, пошли на второй круг. Эти одиннадцать плюс пятнадцать губернаторов призыва следующего 2018 года, также сейчас мотающие второй губернаторский срок - это главные статистические кандидаты попасть под следующий губернаторопад. По пятнадцать лет больше никого держать не будут. Время изменилось. И важнейшим критерием оценки деятельности губернатора будет степень доверия к нему со стороны населения. Это не красивые слова, это долгосрочная стратегия Центра. Удивительно, но Станислав Сергеевич все семь лет, кажется, не предпринял ни одной попытки, чтобы установить хоть какую-то коммуникацию с населением. Есть раз в год встречи со специально отобранными «лучшими людьми города», точь-в-точь, как в фильме «Убить дракона», но за семь лет ивановский губернатор не дал местной прессе ни одного интервью. Про пресс-конференции и речи не было. Журналисты Воскресенскому платили такой же монетой - презрением. Почему Станислав Сергеевич отправил в игнор сразу всю «четвертую власть»? Разумного, рационального ответа нет. Ведь никаких способов общения и получения обратной связи с народом, кроме как через СМИ, еще не придумано. Вы можете возразить - а соцсети? Но пока было разрешено, Воскресенский пользовался Instagram (деятельность Meta, владельца Instagram, запрещена в России как экстремистская). Есть загадочный телеграм-канал Станислав Воскресенский с 71 подписчиком. Также есть страница во «Вконтакте», смысл которой выкладывать посты с сайта правительства, заменяя слово «правительство» на слово «я». В общем, от местной публики губернатор закрыт наглухо. Может быть, потому, что гораздо больше доверия населения важно доверие самого Центра. Самого.
В первой части нашего повествования мы обращали внимание на то, что к Воскресенскому благоволит глава государства, у которого Станислав Сергеевич короткое время работал помощником (шерпой) по саммиту G20. Среди всех губернаторов призыва 2017 года больше Воскресенского с Путиным общался только нижегородский губернатор Глеб Никитин - восемь раз. Воскресенский - семь. Часть встреч с президентом была короткой - при назначении на должность, потом когда Путин благословлял и.о . Губернатора Воскресенского на выборы, еще во время визита Путина в Иваново перед 8 марта 2020 года - с нее стенограмму вообще не публиковали. Остается четыре полноценных встречи-отчета в Кремле. В общем, это много, больше, чем у усредненного губернатора, но нельзя сказать, что это какая-то сверхблизость к телу или особое внимание к региону. Президент России по итогам встреч дал 26 поручений федеральным органам власти по проблемам Ивановской области. А аппаратные возможности у Воскресенского со времен работы в правительстве остались, хотя семь лет - это довольно большой срок, чтобы о тебе забыли в столице. Воскресенский умело продолжает поддерживать эти связи. Возможно, благодаря клановой системе устройства власти в России - держится за «своих»: Голикову, Силуанова, Грефа. Возможно, иллюзия близости к Самому. Важную роль играет и то, что Воскресенский очень много времени находится в столице. Можно сказать, живет на два города. Правда, есть ли от этих связей какой-то серьезный «профит» для жителей Ивановской области? Вопрос - дискуссионный.
Я себя под Путиным чищу
На самой первой встрече с президентом в 2018 году еще и.о. губернатора Воскресенский докладывает: начинаем сеять лен, восстанавливаем льноводство, 700 га засеяли. 700 га - это одно поле, ну - два. Ты бы еще главе государства доложил. Мы тут вот яблоньку посадили, приезжайте скоро варенье будет. Президент слушает Пока хвалиться нечем, понимает. Проходит шесть лет, у единственного хозяйства, которое культивирует лен, ООО «Смарт Хемп» площадь посевов теперь увеличилась примерно до 1,2 тысячи га, облправительство рапортует о каких-то кратных увеличениях урожая льна, но на деле даже в 20-ку российских регионов Ивановская область по льну не входит. Учитывайте, что ни южные регионы, ни Черноземье, ни Поволжье лен в принципе не культивируют. Но одной из следующих встреч президент спросит, что там сырьевой базой по текстилю. Дифференцированная, уклончиво ответит Воскресенский.
Еще темы, которые озвучивал и.о. губернатора на встрече 2018 года - туризм (закончилось мздоимством Михалевича и бегством его жовто-блакитной начальницы главтуристки Грушецкой), «Палех - столица русской иконописи» (тут Андрей Рублев с Феофаном Греком вздрогнули, но чего не скажешь для красного словца) реконструкция вокзала (проект сделан при Конькове), денег на ремонт дороги с Нижним, который пройдет через малые города Ивановской области (получил). А еще, говорит, Сталин, говорят, столицу в Иваново хотел перенести. Подготовился к встрече с главой государства, ничего не скажешь. Сразу бы томик академика Фоменко с собой прихватил, рассказал про битву русов и ящеров под Шуей.
Спустя год, в 2019 году, Путин начинает встречу с вопроса, как там два миллиарда, выделенные на развитие малых городов осваиваются. Губернатор, кажется, к вопросу оказался не готов, мычит, что-то нечленораздельное. Мол, осваиваются, спасибо. В свою очередь, Воскресенский докладывает о «парашютном кластере». Зашел «Ростех», будет рост выручки 20%. Вся заслуга Воскресенского - выдал бессрочный сенаторский мандат экс-владельцу предприятия. Еще почему-то вспомнил, что при его предшественниках сельхозземли не обрабатывались и пообещал удвоить посевные площади. Но статистика неумолима: посевные площади при Воскресенском сократились с 226 тысяч га в 2017 году до 199 тысяч га в 2023 году. Сокращение на 12%. Пустоши. Еще жалуется на «традиционно тяжелый» бюджет, говорит, что добились замещение коммерческих кредитов бюджетными. Но этот процесс идет по всей стране. Непонятно, чем «хвастаться». На следующей встрече глава государства хвалит по-отечески Воскресенского за открытие фабрики. А на последней встрече, это 2023 год, накануне вторых выборов, Путин начинает разговор о том, что прочитал статью Воскресенского о малых городах и она ему очень понравилась.
После такой комплиментарной оценки Владимира Владимировича статью Воскресенского «Малые города России: размышляя о будущем» мы прочитали несколько раз с карандашом. Но ничего, кроме банальностей, типа «мы за все хорошее», в «размышлениях о будущем» мы не нашли. Людям в малых городах нужна работа, нужна инфраструктура для жизни, здравоохранение получше. Что жизнь в малых городах размереннее, чем в мегаполисах, меньше скорости, меньше стресса. Америки не открыл. А вот рецепты по восстановлению справедливости Воскресенского предлагает довольно странные - перераспределить налоги в пользу малых и платить НДФЛ не по месту нахождения налогового агента (то есть работодателя), а по месту жительства работника. Совершенно непонятно, как это реализовать на практике, а Воскресенский объяснений не дает. Полностью переделать налоговую систему страны? Больше похоже на совет из анекдота: мыши, станьте ежиками. Второй «рецепт» сам по себе анекдот. «Предлагаю всерьез обсудить привлечение в малые города тех талантливых граждан европейских стран, которым близки наши консервативные ценности, прежде всего - важность института семьи». И перечисляет «выходцев из Европы, которые трудились на благо нашей страны». Список короток и суров: Екатерина II, Растрелли, Беллинсгаузен, Беринг. С Беллинсгаузенами, веками жившими на территории Российской империи, маленько перестарался. Но простим за идею. Нам в Юрьевец Монику Белуччи заверните, пожалуйста.
В финале статьи Воскресенский ратует за «отказ для мегаполисных «сгущений», как минимум в пределах центральной России», а затем честно признается, что цель этой статьи не в поиске ответов на вопросы, а в привлечении внимания: «Для детального анализа этих вопросов, обмена опытом и выработки необходимых решений создаем в городе Шуя центр исследования малых городов и будем рады сотрудничеству со всеми, кого трогает эта тема». Написано в январе 2023 года, спасительный для малых городов центр в Шуе до сих пор не создан, Моника не приехала, Жерар не вернулся. Даже Дрыга куда-то пропала. Но Путину статью на стол положили - это главное. С тех пор Воскресенский ничтоже сумняшеся на каждом углу, по поводу и без повода долдонит о малых городах. Сказать, что Ивановская область чего-то добилась в развитии малых городов при Воскресенском? Ну да, речь об ОЭЗ в Родниках? Об этом и о цветной воде мы рассказали во второй части статьи.
Как опытный царедворец, знающий правила жизни Кремля, Воскресенский понимает, что его время губернаторства неумолимо движется к концу. Знаменатель - количество дней, проведенных проведенных в губернаторском кресле, растет, числитель - достижения на благо региона и Отечества остаются, в основном, на бумаге. Спасти, дать отсрочку может лишь воля Самого. Но к нему с пустыми руками нельзя - лен не взрос, парашюты не заколосились, даже с водой в Родниках - швах. Рассказывать по второму-третьему, как мы любимые малые города да дороги к ним за федеральные деньги благоустроили/отремонтировали? «Свои-то добавляете? Добавляем, Владимир Владимирович». Несерьезно.
Именно в этом контексте нужно понимать создание «города-кампуса» на территории «Большой Ивановской мануфактуры» («БИМ»). Идея - эта красивая и масштабная. По придумывал ее не Воскресенский. Просто вовремя оказался инсайдером. Воскресенский знал, что Минобрнауки готовит федеральный проект «Создание сети современных кампусов». В Иванове семь вузов. Звезд с неба не хватают, в рейтинги не попадают, но в пересчете на население число студентов высокое. «Плотность у вас хорошая» - это Путин про ивановские вузы. Идефикс Воскресенского, о котором он начал говорить весной 2022 года, - объединение всех вузов в одну структуру и создание при них кампуса, сиречь студенческого городка. За помещениями ходить не надо - это пять тысяч готовых квадратных метров, которые разворовывались, выводились, попадали под банкротство, и до сих пор непонятна система собственников «БИМа». Для этого проекта тогда же, в апреле 2022 года ивановские ректоры подписали соглашение об учреждении межвузовского консорциума «Иваново». За два с половиной года никто так и не понял в чем суть этого консорциума и чем он занимается. Вузы не объединили, но видимость создали. Одновременно было создано АНО «БИМ». Воскресенский уже хорошо понял, что через систему АНО деньги выводить проще всего. Практически бесконтрольно. Если какой-то фотограф попадется, так-то ж фотограф.
В первую волну проектов по созданию кампусов «БИМ» и Воскресенский не успели, сложно сказать почему. Может, конкуренция была высокая, может, просто не сумели документы вовремя подготовить. Летом 2023 года попали во вторую - там девять регионов. Значит, денежки из федерального центра пойдут, надо только грамотно осваивать.
Воскресенский успел под софитами понаподписывать каких-то соглашений с разными питерскими и московскими вузами о том, как они будут вместе с кампусом делать какое-то ого-го. Но пока большинство бывших цехов бывшего главного предприятия Иваново стоят заброшенными. Раз деньги идут, то однажды «БИМ» преобразится, задышит студенческой жизнью. Будет ли это в границах губернаторства Воскресенского или нет - это уже другой вопрос.
Нет сомнений, что идею преобразовать пространство «БИМ» в кампус содрано с инновационного центра «Сколково», одного из главных проектов сислибов. Ведь «папа» Воскресенского экс-вице-премьер Аркадий Дворкович много лет возглавлял фонд «Сколково», пока в Штаты не сбежал.
Город-кампус, если в нем что-то начнет сдвигаться с мертвой точки, это тот проект, с которым можно идти к главе государства. Пусть это снова лишь рассказ о светлом будущем, но ведь продажа мыльных пузырей, это, кажется, то, что лучше всего пока получатся у Станислава Сергеевича.
Но вот в светлое будущее со Станиславом Сергеевичем хотят идти далеко не все ивановцы. Сказки про «заложили фундамент» и скоро «повысим уровень зарплат» на людей не действуют. Жить хочется здесь и сейчас. Жить, а не прозябать, пока заезжий гастролер «размышляет о будущем». С 2016 года по 2023 год число жителей Ивановской области уменьшилось с одного миллиона до 905 тысяч жителей. Умер или уехал каждый десятый.
Иваново, как Китеж-град, продолжает погружение в небытие.
(Окончание следует).