logo
Ивановские новости

Пустоши ивановского губернатора Станислава Воскресенского. Часть вторая. Больше нуля, меньше единицы

Пустоши ивановского губернатора Станислава Воскресенского: часть вторая

icon 31/10/2024
icon 15:00

© СИ "Ивановские новости"

СИ "Ивановские новости"

В первой части нашей статьи, посвященной итогам семи лет губернаторства Станислава Воскресенского, мы вспомнили, как начиналась кремлевская карьера Станислава Сергеевича, его связь с системными либералами и разобрали, чего ему удалось добиться в демографии и текстильной промышленности. Давайте продолжим и углубимся в другие отрасли ивановской промышленности, сельское хозяйство и строительство.

В первой части статьи мы убедились, что Станислав Сергеевич является членом клана «сислибов», на заре туманной юности 22-летний Воскресенский более двух лет трудился в одном из оплотов мирового глобализма  - британской аудит-консалтинговой корпорации Coopers & Lybrand, входящей в так называемую «большую четверку» главных аудиторских контор мира. Вряд ли, в столь нежном возрасте будущий ивановский губернатор был крупным спецом в налогообложении. Интересно другое. В те годы российское подразделение Coopers & Lybrand было участником незаконных налоговых схем фирмы «Юкос», которое позже вылилось в первое уголовное дело Ходорковского (ныне - иноагент). Более того, незаконность своей деятельности признала и сама Coopers & Lybrand, впоследствии отозвав свои аудиторские заключения по «Юкосу» за 1996-2004 годы. Учителя у Станислава Сергеевича были что надо. Возможно, именно работа на британцев стала для Воскресенского проходным билетом в Кремль.

За здоровьем надо следить

Сейчас быть сислибом стремно. Но если не афишировать все «свойство», то польза есть. Клан сислибов, может быть, и не очень дружный, но своих пихает куда ни попадя. В данном случае, в президиум Госсовета РФ. Госсовет возглавляет Президент. Все губернаторы России входят в Госсовет по должности. Рабочим органом является президиум Госсовета, который раз год обновляется по принципу ротации. Президиум собирается примерно раз в полгода. Ведет президиум Путин. Быть членом президиума почетно. Это близость к телу Самого. Воскресенский - ветеран президиума, является членом с 2019 года, дольше него из губернаторов, кажется, никто не заседает. В президиум Госсовета Воскресенский попал по ротации. Очевидно, что таким образом федеральный центр поддержал и попытался поднять авторитет только что избранного молодого губернатора. Но задержался Воскресенский в президиуме Госсовета благодаря заместителю председателя правительства по социальным вопросам Татьяне Голиковой. Воскресенский возглавил комиссию Госсовета «Здравоохранение». Тогда же, в 2019 году, прошел президиум Госсовета по задачам субъектов федерации в сфере здравоохранения. Воскресенский выступал сразу после президента. Но на том все и закончилось. За последующие пять лет комиссия «Здравоохранение» собиралась лишь дважды (оба раза в режиме видеоконференции) - в мае 2021 года и в январе 2022 года. Оба раза Воскресенский заявлял о том, что готовит «вопросы» на президиум. Но оба раза президиум «вопросы» Воскресенского обходил стороной. Видимо, посчитав их недостаточно готовыми для уровня главы государства. Сначала предпочли рассмотреть тему школьного образования, затем строительства и ЖКХ. После двух эпик-фейлов комиссия «Здравоохранение» забила на все, и вот уже почти три года как ни разу не собиралась. Но Воскресенский по-прежнему член президиума и председатель фактически несуществующей комиссии. Как хорошо быть либералом. Лучшей работы я вам, сеньоры, не назову.

Надо полагать, что поскольку Воскресенский является главным из регионалов по теме «Здравоохранение», то и с медициной в Ивановской области все хорошо. Ведь чтобы учить других, надо чего-то достичь самому. По выполнению показателей госпрограммы «Здравоохранение» Ивановская область» занимает неплохое 33-е место.  По обеспеченности населения медицинскими организациями всего 72-е. По уровню первичной заболеваемости населения - 52-е. Итоговый рейтинг в сфере «Здравоохранение», увы, лишь 71-й. Из соседей хуже дела с медициной обстоят только во Владимирской области.

В июле 2024 года Воскресенскому выдали новую комиссию Госсовета «Продолжительная и активная жизнь». В названии комиссии не хватает слова «счастливая».

Эх, дороги

Одним из важнейших «достижений» Станислава Воскресенского его пиарщики и он сам называют улучшение железнодорожного сообщения с Москвой (скоростной поезд «Ласточка») и внутри области (дизель-поезда «Орлан»). А также реконструкцию железнодорожного вокзала (станции) Иваново. «Знаковые проекты», о которых Воскресенский «договорился» с руководством РЖД. За неимением других достижений, пожалуй, разберем эти.

13 марта 2018 года, спустя пять месяцев после назначения Станислава Сергеевича и.о. губернатора, между Москвой и Иваново с остановками в Шуе и Владимире начал курсировать скоростной поезд «Ласточка». Время в пути сократилось с семи до трех с половиной часов. Плюс кардинальное улучшение качества обслуживания. Для тех, кто ездит на заработки в столицу, это, конечно, был огромный плюс. Революция. Но регулярно «Ласточкой» пользуются не очень большой процент ивановцев и жителей области. В год ивановская «Ласточка» перевозит около 700 тысяч пассажиров. Это с учетом пассажиров из Владимира. Их меньше, но все равно существенно. 19% пассажиров «Ласточки» пользуются услугами скоростного поезда 2-3 раза в месяц, 57% - раз в месяц. В общем, навскидку не больше 40-50 тысяч жителей Иванова и Шуи хотя бы раз в год пользуются «Ласточкой». Нельзя сказать, что это как-то особым образом влияет на качество жизни большинства ивановцев.

До запуска первой ивановской «Ласточки» Воскресенский успел встретиться с председателем правления «РЖД» Олегом Белозеровым, после чего в словарике пиарщиков Воскресенского и появился термин «договорились». Конечно, никто ни с кем не «договаривался». И уж тем более, с Воскресенским. «РЖД» жила по своему инвестиционному плану. Скоростные поезда проекта «Ласточка» начали строить с 2009 года, а с 2013 года «Ласточки» курсируют по нескольким десяткам регионов страны и ближнего зарубежья.

Планировать ивановский маршрут в «РЖД» начали при предшественнике Воскресенского Павле Конькове. При нем же начали проектировать реконструкцию железнодорожного вокзала в Иваново, памятника архитектуры тридцатых годов прошлого века. Работы начались уже при Воскресенском. Проект, возвративший вокзалу исторически облик, был хорош, стал лауреатом международных конкурсов, но участие губернатора в реконструкции свелось к финальному перерезанию ленточки. В 2021 году один из двух залов вокзала отдали под реализацию художественных фантазий губернаторского женсовета. Так появилось «арт-пространство». Говоря простым языком, выставочный зал. Здесь в начале нынешнего года хлопнули с поличным на сумме пять миллионов фотографа Федора Михалевича, который был руководителем проекта «Арт-вокзал», а его непосредственная начальница - руководитель АНО «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области» и по совместительству видный член женского кружка Воскресенского москвичка-либералка-жовто-блакитница Анастасия Грушецкая сначала пропала, потом нашлась, а потом, дождавшись приговора Михалевичу, снова пропала. Теперь уже навсегодя - предварительно уволившись. Через Грушецкую ежегодно уходило фактически в никуда около ста миллиона бюджетных денег. Никто не пострадал. Только Михалевич, да и то чисто символически - ему загадочным образом снизили объем обвинения в коммерческом подкупе до 94 тысяч рублей, и он попросил рассмотреть дело в особом порядке, то есть без исследования доказательств, и отделался всего лишь штрафом в размере 200 тысяч рублей. Деньги с клиентов Михалевич брал за создание преференций на фестивале «Русское Рождество» в Шуе, еще одном распиаренном арт-проекте Воскресенского-Грушецкой.

Этой громкой истории «Ивановские новости» посвятили две аналитические публикации «Фотоловушка для Воскресенского» и «Вокзал для скольких? Грушецкая нашлась».   

Еще один «знаковый проект» - пригородные дизель-электрички «Орлан», они же - «рельсовые автобусы». Проект, соединивший новыми комфортабельными и быстрыми электричками более двух десятков населенных пунктов, был запущен «РЖД» в 2020 году. «Орланы» перевозят в год около миллиона ивановцев. Благодаря им пассажиропоток увеличился вдвое. Очевидно, что за счет автобусных перевозок. Здесь, в отличие от «Ласточки», без усилий Воскресенского обойтись не могло. Пригородное железнодорожное сообщение - штука дотационная. И здесь с «РЖД» действительно приходится «договариваться». То, что сегодня российские железнодорожники умеют выдавать качественные услуги, ни для кого не секрет. Вот только за качество приходится платить из нищего бюджета Ивановского области. Сколько? Видимо, это самый большой секрет Воскресенского. Никаких цифр на эту тему в публичном пространстве ни разу не появилось. Видимо, чтобы не шокировать публику. Данные должны быть запрятаны где-то в пояснительных записках к областному бюджету, но найти их нереально. А вот как, в духе Воскресенского, лукаво комментирует финансовые отношения с «РЖД» по «Орланам» член правительства области - руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Варвинчук: «Нам удалось сократить доплату из бюджета на одного пассажира на 43%». Сорок три - от чего? И на сколько потом умножать?

Сегодня альтернативы «Орланам» во внутриобластных перевозках практически нет. Но похвалюшки Воскресенского о своей причастности выглядят, мягко говоря, как преувеличение. Фанат, купивший билет на футбольный матч, тоже имеет отношение к победе команды, но все-таки главная заслуга тех, кто бился на поле и тренировал. Так и здесь, главные - те, кто эти современные вагоны конструировал, строил, и кто, этот проект воплощал в жизнь. То есть «Трансмашхолдинг» и «РЖД». Более 90 «Орланов» бегают по рельсам на 11 из 16 дорог, входящих в систему «РЖД». Наверное, в половине регионов страны уже есть.

Дороги, конечно, не только железные нужны. С автомобильными дорогами в Ивановской области ситуация в целом нормальная. Нормативным требованиям отвечают только 57% ивановских дорог (54% в среднем по РФ), но, во-первых, плотность твердых дорог в Ивановской области области довольно высокая (338 км на тысячу квадратных км территории, из соседей выше только во Владимирской области), а, во-вторых, в российском рейтинге качества дорог РИА «Новости» региона занимает сравнительно высокое 36-е место. Опять же - выше всех соседей.

Правда, номинально неплохое качество дорог не мешает Ивановской области быть, судя по данным «Ингосстраха», лидером страны по количеству ДТП на душу населения.

В нищете да не в обиде

В первой части нашей публикации мы выяснили, что Ивановская область занимает последнее место в ЦФО и одно из последних мест в стране по уровню заработной платы. При этом машиностроение опередило традиционную текстильную промышленность по совокупному вкладу в экономику региона - 33% против 22,4%. Давайте поищем достижения Воскресенского в сфере промышленности. Текстиль мы уже подробно обсудили, возвращаться не будем.

Для начала напомним, что исторически Иваново развивался как промышленный центр. То есть промышленность здесь должна работать как часы. В Ивановской области сегодня работает более 40 крупных производств, относящихся к категории «машиностроение». На них трудится 10 тысяч ивановцев, продукция поставляется в 70 стран мира. Флагманы отрасли в регионе – компании «ДиПОС" (металлопрокат, головной офис в Москве), «Ивановский завод тяжелого станкостроения», «Кранэкс», «Профессионал» (навесное оборудование для строительной и специальной техники) , «КейЭйСи» (автозапчасти для подвески), машзавод «Автокран» (торговая марка «Ивановец»), «МСГ», «Завод подъемников».

Не относится к машиностроению, но должен быть упомянут как важная часть реального сектора экономики региона расположенный в Шуе производственный комплекс «Аквариус», крупнейший российский разработчик и производитель компьютерной техники и ИТ-решений полного цикла, системообразующее предприятие радиоэлектронной промышленности. «Аквариус», клепающий свою продукцию из импортных запчастей и появившийся на ивановской земле задолго до Воскресенского, показывает чудеса приспособляемости к вызовам современных рынков, в том числе и зарубежных. Над отечественными планшетами можно стебаться, над финансовой устойчивостью предприятия - нет. Но повеселиться есть над чем. Год назад, в декабре 2023 года, Воскресенский, выступая по местному телевидению, объявил: «Мы сейчас с руководством прорабатываем одно интересное совместное предприятие. Как только формальные процедуры все будут завершены, мы об этом объявим. Речь идет о дополнительных мощностях по производству микросхем». Местные журналисты язвительно заметили, что на данный момент «Аквариус» не производит микросхемы и в принципе не является предприятием в сфере микроэлектроники. Немножко попутал губернатор, бывает. Ну а обещанного «интересного» и «совместного», как известно три года ждут. Срок еще не вышел. На том же эфире Воскресенский вспомнил о машиностроении: «Колоссальный спрос на машиностроение. Поэтому я считаю, что вот эти ближайшие годы, если мы так все сосредоточено, активно поработаем, у нас есть шанс, наконец, перевернуть эту печальную страницу низких доходов». Это на седьмом году губернаторства! Складывается, ощущение, что машиностроение и губернатор Ивановской области живут в параллельных мирах.

О размерах и финансовых итогах ивановской промышленности можно судить только по статистическим данным. Сам Воскресенский, говоря о промышленности, делает всегда какие-то странные заявления, из которых понять можно примерно ничего. На обрабатывающие предприятия Ивановской области приходится 25,2% валового регионального продукта региона. В целом инвестиции в основной капитал предприятий Ивановской области (без учета субъектов МСП) в 2023 году составили 67,5 млрд рублей, или 97,8% к 2022 году (в сопоставимых ценах). Но на обрабатывающие производства (то есть и на машиностроение, и на легпром вместе взятые) приходится всего 20% инвестиций. Всего-то 13,5 млрд. Прямо скажем, негусто. Даже с учетом небольших размеров региона. При этом 56% - это собственные средства, а 33,6% это бюджетные средства. Брать кредиты ивановская промышленность не любит, или не рискует. На займы в банках пришлось всего-навсего 2,7% инвестиций. Совокупная прибыль до налогообложения (EBITDA) обрабатывающих производств Ивановской области составила 22 млрд, 85% обрабатывающих производств были прибыльны в прошлом году, 15% сработали с убытком. Индекс производства в прошлом году для обрабатывающих производств составил 103,5%, в том числе для текстильной промышленности 97,2%. Средняя заработная плата в ивановской промышленности составляет 41 тысячу рублей.

АПК Ивановской области не играет заметной роли в формировании валового регионального продукта - всего 3%. Посевные площади при Воскресенском сократились с 226 тысяч га в 2017 году до 199 тысяч га в 2023 году. За семь лет образовалось 27 тысяч га пустошей - дыра, в которую может провалиться три Иваново (10,5 тыс га). Сокращение посевных площадей не случайно: в сельском хозяйстве убыточны целых 42,5% предприятий. При этом если брать динамику за семь лет, то производство основных продуктов сельского хозяйства на душу населения, за исключением овощей и картофеля, растет. Особенно заметен рост в животноводстве. С 2015 по 2023 годы производство скота и птицы (в убойном весе) увеличилось с 22 тысяч до 34 тысяч тонн. Средняя заплата ивановских крестьян - 35 тысяч рублей. 

Строительная отрасль - это 3,2% ивановского ВРП. Во времена «до Воскресенского» она составляла 5% ВРП, но если считать по вводу жилой площади, то прогресс есть. В прошлом году было сдано в эксплуатацию 500 тысяч квадратных метров жилья. Это полторы тысячи индивидуальных жилых домов и 33 многоквартирных дома. Понятно, что рост обеспечило льготное кредитование, и откат по итогам текущего года неизбежен, а дальше будет еще хуже с точки зрения цифр. По рейтингу недоступности жилья Ивановская область занимает 21-е место в РФ. Ивановцу со средней зарплатой, чтобы купить однушку в своем регионе придется не есть и не пить восемь с половиной лет, чтобы накопить на жилье, не прибегая к кредитам. Если не брать в расчет Москву, то это худший результат в ЦФО. У соседей: Костромская - 7,2 года, Ярославская область - 6,4 года, Владимирская - 6,2 года.

Рассказ об экономике и промышленности Ивановской области был бы неполным без упоминания особой экономической зоны «Иваново», работающей с сентября 2021 года.

ОЭЗ "Иваново" –  площадка, расположенная на территории двух городов Иваново и Родники. Особая экономическая зона предоставляет инвесторам льготы по налогам на прибыль (2% инвестор платит в федеральный бюджет), нулевые ставки по налогу на землю, транспорт и имущество. Сейчас резидентами ОЭЗ "Иваново" являются девять компаний в сферах легкой промышленности, машиностроения, химии, строительства и медицины. Число созданных рабочих мест облправительство озвучивает как 1,4 тысячи. Это четвертое место среди всех пятидесяти ОЭЗ России. Про до сих пор нерешенные проблемы с питьевой водой и очистными сооружениями в Родниках мы писали в первой части статьи. Самое сложное оказалось найти хоть какие-то данные об инвестициях в ОЭЗ «Иваново». Какие-то обрывочные сведения, где похвалюшки и агитки сложно отличить от реального положения дел. Нас сайте самой ОЭЗ ничего подобного нет. Оценить можно только условно. Согласно сообщению Минэкономразвития РФ по итогам 2022 года ОЭЗ «Иваново» заняло 8-е место среди одиннадцати  ОЭЗ, чья деятельность была признана эффективной. Тогда объем инвестиций составлял 5,7 млрд. Для сравнения ОЭЗ «Липецк» с инвестициями 10,5 млрд занимает пятое место. Если бы на история с очистными сооружениями, то результаты работы ОЭЗ «Иваново» можно было бы занести Станиславу Воскресенскому в плюс. А так…

На этом мы закончим вторую часть нашего повествования. О политике, коррупции, стиле управления, писательских талантах и общении ивановского губернатора с президентом поговорим в третьей части нашего повествования.

(Продолжение следует)